Социальные ожидания и поведение

Каждый из нас находясь в состоянии полного физического, психологического и социального здоровья понимает какое поведение и ответы в данный момент будут одобрены окружающими его людьми, а которое поведение вызовет недовольство и критику, а при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к наказанию.

«Нормы» поведения мы усваиваем с раннего детства, в семье мы смотрим на поведение родителей и родственников, запоминая в мельчайших подробностях интонации, последовательность действий и их результат, в последующем мы копируем и повторяем поведение которое видели ранее, в ожидании одобрения и получении необходимого нам результата. Именно в семье мы впервые получаем неодобрение и наказания за поведение «неправильное» и одобрение с «подкреплением» в виде материальных предметов когда поступаем так как ожидают окружающие. Маленькие дети часто копируют взрослых являясь «зеркалом» своих родителей. Помимо поведения усваивается иерархия в семье, нормы и традиции которые закрепляются и формируют представления «о семье.» Взрослея мы учимся взаимодействовать с одноклассниками в школе и за её пределами, с учителями и другими взрослыми, так же мы получаем информацию и опты из книги и фильмов, рассказов окружающих запоминая «социальный опыт». В этот период помимо одобрения в правильном поведении, появляются требования в получении хороших «оценок» формируя параллельные ожидания и требования к нам. Именно в школьном возрасте, в связи с ростом количество людей и ситуаций, мы отыгрываем подчас противоположные роли и поведение, в кругу сверстников мы опираемся на индивидуальные желания и интересами на основе которых формируются дружеские связи. Среди друзей мы устанавливаем свои правила в выборе одежды, манере речи и увлечениях. В школьном возрасте происходит трансформация поведения связанная с интересом к противоположному полу. Наверняка вам доводилось слышать от родителей фразу «я не узнаю своего ребёнка» или «я знаю своего ребёнка это не он» для них ваше поведение вне семи кажется, поведением другого человека не знакомого им. Заканчивая школу мы обладаем широким спектором моделей поведения, стандартами соответствие которым определяет наше положение в группе сверстников, коллективе и в семье. Взрослея мы получаем больше прав и обязанностей «становясь» равным взрослым.

Мы становимся искушёнными в общении, даём «правильные» ответы в зависимости от места, ситуации и собеседника. Делаем это легко, не только благодаря предыдущему аналогичному опыту, он и благодаря том, что интуитивно «считываем» собеседника, в процессе взаимодействия замечаем реакции на наши слова, некоторые люди, области и факты нашей жизни становятся изолированными от других. Причём поведение наше вполне органично, мы не испытываем «негативные эмоции» когда обманываем, наоборот благодаря многолетнему положительному подкреплению «вести себя правильно» мы чувствуем удовлетворённость, которая подтверждается окружающими.